Personal Site of Elena Budich

Четверг, 25.04.2024, 08:58

Приветствую Вас Гость

Меню сайта

Форма входа

Shakespeare's Quot

Поиск

Партнер

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Выступления

«Оптимизация учебно-воспитательного процесса в основной школе в целях повышения качества образования»
В сегодняшнем выступлении мне бы хотелось коснуться технологий, форм, средств и методов, которые я использую в своей работе на следующих этапах урока: этап коррекции, этап информации о домашнем задании, этап подведения итогов занятия и рефлексия.
Итак, этап коррекции.
Контроль знаний, умений и навыков учащихся по учебным дисциплинам – это наиважнейший этап в процессе образования. Именно на этом этапе определяется уровень освоенности теоретического материала по предмету и практических умений и навыков, проявляемых в самостоятельной учебной деятельности. Основным видом проверки знаний является контрольная работа. Однако проведя эту работу необходимо провести ее анализ. Самым первым шагом является организационная часть: я определяю, сколько человек из класса выполняли работу, выясняю причину отсутствия учеников на уроке, и если причина прогула неуважительная, договариваюсь с учеником о дополнительной встрече для проведения контроля над ним. Далее делаю оценочный анализ, то есть определяю, сколько и каких отметок получили учащиеся данного класса. Составляю для себя либо таблицу, либо диаграмму по этим данным. Затем определяю качество знаний и успеваемость класса по теме, проверяемой в данной контрольной работе. Следующий шаг – методический. Просматриваю все работы учеников, выписываю темы теории, по которым выяснилось наибольшее количество пробелов в знаниях учеников. Анализирую, что может стать причиной пробелов в знаниях по этим материалам: болезни, неуважительные пропуски уроков ил другие причины отсутствия. Возможно, большему количеству учащихся была сложна и непонятна тема, это покажет уровень оценок. Последним этапом станет построение дальнейшего алгоритма действий для наверстывания упущенного по темам, в которых допущено наибольшее количество ошибок. Это могут быть работы над ошибками, индивидуальные или групповые занятия с ученикам. Обговариваю все ошибки с учеником индивидуально, аргументировав выставленную оценку.
Этап информации о домашнем задании.
Домашнее задание является одним из наиболее трудных структурных элементов урока. Я не буду останавливаться на разновидностях домашнего задания, на этапе его проверке и оценке. Мне бы хотелось остановиться на этапе информирования учащихся о домашнем задании, инструктаже о его проведении. n
Дидактическая задача этапа: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги работы. n
Требования к ее реализации: Оптимальность объема и сложности домашнего задания, предупреждение о возможных затруднениях и способах их ликвидации, повышение интереса к домашнему заданию
Ошибки, допускаемые при реализации этапа
Информация о домашнем задании после звонка.
Большой объем и высокая сложность домашнего задания.
Отсутствие инструктажа, ясности цели и способов выполнения.
Итак, основные требования, которые я стараюсь выполнять на данном этапе урока: Нельзя давать домашнее задание со звонком и после звонка- в конце урока надо оставлять минут 5 до звонка. Рекомендуется писать д/з на доске, озвучивается на языке: номер упражнения и страницу учебника. Обязательна запись д/з в дневнике! Не только давать д/з, но и добиваться его выполнения. Всегда думать о посильности. Д/з должно вытекать из содержания урока, быть его логическим продолжением.
Этап подведения итогов занятия, рефлексия
Подведение итогов урока должно показать учащимся, что нового они узнали на данном уроке, чему научились, как расширились их знания по теме, а также мотивировать к дальнейшему изучению английского языка. Не менее важным представляется необходимость выставить оценки за урок, обосновать их.
Однако, один из принципов развивающего обучения - принцип активности и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии, т.е. самоанализ деятельности и её результатов. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими
Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация: 1. рефлексия настроения и эмоционального состояния 2. рефлексия деятельности рефлексия содержания учебного материала
Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Для этого я применяю карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).
Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя например прием «лестницы успеха». Эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации) можно оформить в виде графического организатора «рыбья кость»
Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…); прием анализа субъективного опыта и достаточно известный прием синквейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.
Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: 1. сегодня я узнал…Today I’ve learned… 2. было интересно…It was interesting… 3. было трудно…It was hard…. 4. я выполнял задания…I was doing the exercises… 5. я понял, что…I understand that… 6. теперь я могу…Now I can… 7. я приобрел…I got… 8. у меня получилось … я смог…I could… 9. я попробую…I’ll try… 10. меня удивило…I was surprised… 11. урок дал мне для жизни… 12. мне захотелось…I would like…
Для подведения итогов урока можно воспользоваться упражнением «Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю (автор Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления). Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Для учащихся наиболее важными будут графы «П» и «И», так как в них будут содержаться памятки о той информации, которая может им когда-нибудь пригодиться.
В конце урока можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.
 1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был


7.Домашнее задание мне кажется активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно

Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке предлагаю ребятам на листочке условно отмечать свои ответы:
«B» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный
«G» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный
«S» - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный
«E» - ответил по своей инициативе, ответ правильный
«0» - не ответил. Обсуждая в конце урока результаты своих наблюдений, учащиеся смогут объективно оценить свою активность и качество работы.
Для того, чтобы закончить урок на положительной ноте можно воспользоваться одним из вариантов упражнении «Комплимент» (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах), в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого. (His/Her work was great, nice, excellent, gorgeous, wonderful, splendid, not very good, bad, poor, leaves much to be desired, etc)
Рефлексивная деятельность, как любая другая, может организовываться в индивидуальной и групповой форме. Чтобы показать учащимся, как они работали в группе, каков уровень их коммуникации, анализируется не только результат, но и процесс работы, который можно оценить по следующему алгоритму:
Как общение в ходе работы влияло на выполнение задания?
- делало её более эффективной
- тормозило выполнение задания
- не позволило точно выполнить задачу, испортило отношения в группе На каком уровне в большей степени осуществлялось общение в группе? обмен информацией взаимодействие взаимопонимание были равномерно задействованы все уровни Какого уровня коммуникативные трудности испытывали участники группы при выполнении задания? недостаток информации недостаток средств коммуникации (речевых образцов, текстов и др.) трудности в общении Какой стиль общения преобладал в работе? ориентированный на человека ориентированный на выполнение задания Сохранилось ли единство группы в ходе выполнения задания? в группе сохранилось единство и партнерские отношения единство группы в ходе работы было нарушено Кто или что сыграло решающую роль в том, что произошло в группе? лидер, выдвинувшийся в ходе работы нежелание наладить контакт большинства участников группы непонимание задачи, поставленной для совместной работы сама задача оказалась неинтересной, трудной
Рефлексивная контрольно-оценочная деятельность при организации коллективно-учебной деятельности в группе предполагает включение каждого учащегося в действие взаимоконтроля и взаимооценки. Для этого используются оценочные карты, цель которых – научить адекватно оценивать себя и других. Можно предложить учащимся сделать краткие записи – обоснования оценки в виде похвалы, одобрения, пожелания и т.д.
 Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.
Однако, процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.
 
Категория: Выступления | Добавил: lenovo (04.08.2012)
Просмотров: 1752 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: